Бойцовский клуб (Fight Club)
Жанр драма / триллер
Режиссёр Дэвид Финчер
Продюсер Арт Линсон
Росс Грэйсон Белл
Чен Чаффин
Автор
сценария Чак Паланик (роман)
Джим Ульс (сценарий) В главных ролях
Эдвард Нортон
Брэд Питт
Хелена Бонэм Картер
Мит Лоуф
Оператор Джефф Кроненвет
Композитор Dust Brothers
Кинокомпания 20th Century Fox
Длительность 139 мин
Бюджет 63 млн $
Страна США Год 1999
«Бойцо́вский клуб» (англ. Fight Club) — США, 1999, триллер Дэвида Финчера по мотивам романа Чака Паланика.
Сюжет
Внимание! Ниже упоминаются сюжетные повороты или даже раскрывается концовка.
Главный герой фильма, «тридцатилетний мальчик» Рассказчик (его настоящее имя остаётся неизвестным вплоть до конца фильма), работает страховым инспектором в большой автомобильной корпорации и вынужден часто перелетать с места на место. Из-за потери смысла жизни, разочарованности в мире «одноразовых» людей и продуктов и постоянной бессонницы он начинает посещать группы поддержки, в которые объединяются тяжелобольные. Эти занятия позволяют пережить ему подлинные эмоции сострадания и снимают бессоницу. В одной из таких групп Рассказчик встречает другую симулянтку — Марлу Сингер, которая также спасается от скуки существования, выслушивая исповеди безнадежно больных.
В самолёте Рассказчик знакомится с экстравагантным продавцом мыла Тайлером Дёрденом. Узнав по приезде, что его дом сгорел, Расказчик звонит Тайлеру с просьбой о встрече (впоследствии окажется, что Рассказчик сам взорвал свою квартиру, чтобы вырваться из мирка потребления и стать сквоттером). Тайлер успокаивает Рассказчика, говоря: «Твои вещи тебя поработили», — и советует ему «плюнуть» на все. В конце встречи Дёрден в стиле дзен-буддизма предлагает Рассказчику «дать ему по морде изо всех сил», чтобы ощутить реальность. Рассказчик перебирается к Тайлеру и перестает смотреть телевизор. Вместе они организуют «бойцовский клуб», построенный по принципу «что я знаю о себе, если никогда не дрался», где главное это не боевое искусство, не победа, а умение терпеть и наслаждаться болью в духе мазохизма. Это давало просветление, свободу и спасение. После ежесубботней схватки всё в мире отступало на второй план. «Первое правило клуба: никому не говорить о клубе». Стратегии самоусовершенствования они предпочли стратегию сознательного саморазрушения. Рассказчик перестает бояться своего начальника. Впоследствии клуб перерастает в анархическую группу «лишних людей» («вертлявых испражнений жизни») в чёрных рубашках, протестующих против общества потребления путём поджогов и актов вандализма, а затем наслаждающихся плодами своих деяний в новостях. Группа официально именует себя Проектом «Разгром». После автокатастрофы Тайлер Дёрден исчезает, а Рассказчик понимает, что он и есть Тайлер, до этого страдавший раздвоением личности. Во время одной из вылазок полиция убивает Роберта Полсена — друга Рассказчика. Группа Дёрдена в рамках проекта «Разгром» намеревается взорвать фирмы, обслуживающие кредитные карты, чтобы погрузить страну в хаос, обнулив все счета.
Художественные особенности
Фильм снят по одноимённой книге американского писателя Чака Паланика. Конец фильма не совпадает с концовкой книги. В книге бомба не сдетонировала, и герой попал в руки властей. Проект «Разгром» при этом так и остался функционировать.
Это четвёртый фильм режиссера Дэвида Финчера, после которого он получил статус культового режиссёра. Книга, а, следовательно, и сценарий, построены таким образом, что в течение всего фильма нельзя понять, как зовут главного героя. Либо к нему обращаются на «ты», либо по вымышленным именам, которые он сам придумал.
СКАЧАТЬ